Выбор между немедленным удовлетворением и долгосрочными выгодами является постоянным испытанием в нашей жизни. Некоторые люди предпочитают сразу получить удовольствие, не задумываясь о последствиях, в то время как другие предпочитают отложить удовлетворение, стремясь к долгосрочным целям и успеху.

Один из известных экспериментов, проведенных Уолтером Мишелом, психологом из Стэнфордского университета, изучал механизм отсроченного удовольствия. Известный как «зефирный эксперимент» или «тест маршмеллоу», он был проведен в 1960-70-е годы XX века.

В рамках эксперимента участникам, детям в возрасте 4-5 лет, предлагался выбор: получить угощение прямо сейчас или подождать 15 минут и получить угощение в двойном размере. В качестве поощрения использовались зефирки или печенье. Исследователи наблюдали, как дети справлялись с искушением и записывали их реакции на скрытую камеру.

Сегодня «черным золотом» обычно называют нефть. А в XVI-XVII веках точно так же именовали нечто иное. Первым европейцем, оценившим достоинства тогдашнего «черного золота», был испанец Эрнан Кортес. Этому же «золоту» была обязана своим преуспеванием героиня романов Анн и Сержа Голон. Что же это за «золото»?

Результаты эксперимента показали, что большинство детей 4-5 лет предпочитали получить угощение немедленно, не желая отложить его на будущее. Однако, некоторые дети проявляли волевые усилия и способность отложить удовольствие, чтобы получить большую награду позже.

Ретроспективные исследования, проведенные после эксперимента, показали интересные результаты. Ученые отметили, что дети, которые смогли отложить удовольствие и подождать, показывали лучшие результаты в различных аспектах жизни.

Они имели лучшую умственную развитость, были более организованными и находились в лучшей физической форме. Эти дети также показали лучшие результаты в тестах успеваемости в школе и не проявляли проблем с наркотиками, алкоголем, ожирением.

Ученые провели эксперимент со взрослыми участниками, которые ранее принимали участие в зефирном эксперименте.

В новом контрольном тесте, вместо зефира, добровольцам показывали картинки с счастливыми и страшными выражениями лиц. Испытуемым предлагалось нажимать на кнопку и подавать сигнал, когда они видят определенных людей. Интересно, что вместо того, чтобы нажимать кнопку при виде показанных экспериментаторами людей, испытуемые предпочитали нажимать кнопку, когда видели счастливые лица. Это наблюдение привело психологов к выводу, что даже спустя много лет, у этих людей все так же возникают трудности с отказом от мгновенного удовольствия.

Формирование воли у детей в возрасте 4-5 лет является особенным процессом. Волевая регуляция включает весь мозг, однако особое значение имеют лобные доли коры головного мозга, которые отвечают за программирование, регулирование и контроль психической деятельности. Если эти доли повреждены, это может привести к абулии — патологическому безволию.

Формирование воли у детей начинается с раннего возраста, когда ребенок проявляет волевые акты, направленные на достижение цели, такие как тяга к игрушке. Исследования показывают, что у детей младшего дошкольного возраста постановка целей имеет импульсивный характер и связана с сиюминутными желаниями. С возрастом дети становятся способными ставить осознанные цели, которые важны не только для них самих, но и для окружающих. Например, старший дошкольник может сделать рисунок, чтобы порадовать свою маму в преддверии праздника.

Мотивация детей дошкольного возраста может меняться, конфликтовать или взаимодействовать друг с другом. Один мотив может стать ведущим и определять приоритеты. Однако сильные эмоции могут быстро изменить приоритеты. Например, ребенок может забыть поздороваться с бабушкой, которая принесла ему подарок, из-за ярких эмоций. Ведущий мотив в данной ситуации определяется эмоциональными состояниями.

К старшему дошкольному возрасту ребенок становится способным осознавать борьбу мотивов и регулировать свое поведение с помощью волевых усилий. Он может отказываться от мгновенного удовольствия, чтобы достичь более важной цели или избежать нежелательного. Поведение ребенка становится более личностным, зависит от конкретной ситуации и теряет свою непосредственность. В этот период ребенок усваивает нравственные нормы.

В 2012 году ученые из Рочестерского университета провели усложненный «зефирный эксперимент«. Они разделили детей на две группы и дали им обещание получить подарки — карандаши и мелки. Первой группе обещание не было выполнено, а вторая группа получила подарки через некоторое время.

После этого испытуемые из первой группы чаще выбирали съесть зефир сразу, в то время как дети из второй группы чаще дожидались второй порции зефира. Результаты эксперимента показали, что предыдущий опыт и обстоятельства оказывают значительное влияние на принятие решения об отсроченном удовольствии.