Людям, воспитанным в современном обществе, может быть трудно понять исламских фундаменталистов, которые призывают к отказу от некоторых аспектов современной жизни, даже если такие аспекты не прописаны явно в Коране.

Те, кто интересуется этой темой - читали, также, и данные статьи. Возможно, они заинтересуюи и вас.

Что такое ХАМАС История ХАМАС Сектор Газа Что такое Хезболла ЦАХАЛ Исламский фундаментализм

Эти люди, называемые исламскими фундаменталистами или радикалами современными СМИ, часто критикуются за свою отсталость и стремление вернуться в средние века. Однако стоит отметить, что они не являются изолированными от общества, так как фундаментализм имеет множество сторонников в мусульманском мире.

Десятки тысяч людей присоединяются к радикальным группировкам, таким как ИГИЛ, Талибан, Аль-Каида, и существуют панисламские движения, ностальгирующие по золотым дням Халифата и праведным халифам, такие как Мусульманское братство, Таблиик Джаммат и Джамаат-и ислами, которые привлекают миллионы сторонников.

Шуточное объявление: «Даю уроки вождения. Подпись». Назовите имя широко известного «водителя», прославившегося своим «вождением» в достаточно специфической местности, подпись которого стоит под этим объявлением.

Этот успех не объясняется тем, что средний мусульманин не может справиться с современными технологиями и поэтому отказывается от них в пользу чтения Корана или даже терроризма. Фундаментализм — это скорее стремление убрать лишнее из современной жизни, и его корни уходят как в исламской вере, так и в историческом конфликте между исламским миром и Западом.

До 1798 года исламский мир находился в относительном покое. Османская империя все еще обладала значительной мощью и могла в будущем угрожать Вене (Австро-Венгрия). Персидская империя успешно завоевывала новые территории и справлялась с белуджами, живущими в необитаемых равнинах Индийского океана. Моголы сопротивлялись британским завоевателям, которые нарушали древнее индийское наследие и продавали опиум.

Однако в 1798 году Наполеон Бонапарт высадился в Египте и одержал победу над оттоманской армией. Эта армия не просто представляла Османскую империю. Она также символизировала халифа, верховного лидера всех мусульман. Поэтому поражение в Египте было не только поражением турков, но и унижением всего исламского мира.

В следующие полвека исламская зона подверглась усиленной агрессии со стороны Запада: европейцы раздробили Османскую империю, Российская империя захватила части Персии, а британцы свергли многовековую династию моголов.

Проиграв Западу, исламская цивилизация столкнулась со многими трудностями. Множество стран в регионе Магриба, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии лишились своей независимости и стали зависимыми от западных держав. Духовно также произошли изменения, потрясающие основы исламского мировоззрения.

Исламская вера утверждает, что учение, переданное Мухаммедом, является абсолютно совершенным и непреложным. Коран считается божественным словом, которое не подлежит изменению или дополнению. И хотя Мухаммед был последним пророком и велением Бога запрещалось посылать новых, с течением времени появились хадисы — истории из жизни Пророка, служащие разъяснениями в тех случаях, где Коран не давал ясных указаний.



Тем не менее, исламские ученые не ограничивались только Кораном и хадисами. Они обращались к собственному разумению, чтобы решать вопросы, на которые не было прямых ответов в священных текстах. Таким образом, ислам не ограничивался только Кораном и хадисами.

После потери влияния и подчинения Западу, мусульманская цивилизация пережила длительный период интеллектуальной рефлексии, который длился десятилетиями. Стало очевидным, что что-то в исламском мире было не так, поскольку христиане (включая Крестоносцев, которых ранее мусульмане считали захватчиками) смогли достичь преимущества. Возникло множество вопросов о том, в чем заключались причины этого отставания.

Были рассмотрены различные варианты. Некоторые сомневались в правильности самого исламского учения, другие считали, что его истолковали неверно, а еще другие считали, что проблема заключалась в самих людях, их моральных и интеллектуальных качествах. Все эти варианты вызвали обширные обсуждения и поиски путей для восстановления позиций исламской цивилизации.

Спустя годы мусульманский мир начал отвечать на вызовы Запада, применяя разные подходы. Их условно разделить на две группы: религиозные и светские.

Светско-религиозный ответ заключался в желании интегрировать западные ценности и технологии, с целью улучшить качество жизни в мусульманском мире. Примерами таких попыток были усилия шаха Ирана (что не увенчалось успехом) и реформы, проведенные Мустафой Кемалом Ататюрком в Турции, которые сделали его легендарной фигурой.

Сторонники этого подхода признавали важность Корана и религиозных обрядов, но считали необходимым искать решения для современных вызовов за пределами исламских священных текстов. Они предлагали широкий спектр реформ, включая образование, медицину и систему правления.

В религиозном подходе утверждалось, что современные мусульмане отошли от истоков и что нужно вернуться к корням ислама. Этот подход подразумевал глубокое проникновение в исламскую историю и культуру, и стремление оживить истинные духовные ценности. Некоторые считают основателем этого религиозного движения Мухаммеда ибн абд аль-Ваххаба, основателя ваххабизма, который в 18 веке начал движение за веру и старался очистить Саудовскую Аравию от всего, что он считал нечестивым.


Он стремился убрать излишки и изменения, накопленные в исламе за многие века, чтобы вернуть религию к ее первоначальным корням.

Оба этих ответа продолжают оказывать влияние на мусульманский мир в разной степени и формах, и их взаимодействие и дискуссии продолжают формировать будущее исламской цивилизации.

Ваххабизм, во многом, можно рассматривать как предвосхищение столкновения мусульманского мира с Западом и предложение ответа на вызовы, которые появились в будущем. Концепция очищения от всего лишнего и возвращения к истинным духовным ценностям стала отправной точкой для фундаменталистов в 20 веке.

Исламский радикализм, в большей степени, выражает стремление исправить собственные недостатки и перекосы, образовавшиеся внутри исламского мира. Он предполагает, что для этого не обязательно возвращаться в прошлое и отказываться от всех современных достижений, таких как сотовые телефоны, горячая вода, вакцины и другие. Вместо этого, радикалы утверждают, что нужно отсечь все, что считается лишним и отвлекающим от истинной веры. Их цель — дать человеку возможность быть ближе к Аллаху и обрести глубокое духовное понимание.

Существуют разные рецепты лечения для этого "перекоса". Некоторые группировки считают, что ислам и современные западные ценности могут сосуществовать, и они стремятся создать общество, совместимое с элементами западной культуры, как это видно в случае Саудовской Аравии и других арабских монархий Залива.

Другие, наоборот, придерживаются более радикальных взглядов и считают, что нужно отвергнуть всё, что связано с западной культурой, и возвратиться к "золотому времени Халифата". Различные идеологии и стратегии продолжают существовать в мусульманском мире, и они продолжают влиять на развитие этой цивилизации.

Внешне может показаться, что ислам имеет один Коран и один текст, и поэтому должен иметь единственный правильный путь интерпретации.

Однако, за первые столетия своего существования ислам разработал сложную систему интерпретации Корана и хадисов, называемую "мазхабами" или юридическими школами. В исламе существует пять мазхабов (один для шиитов и четыре для суннитов), каждый из которых предлагает свой собственный инструментарий для толкования наследия Пророка Мухаммеда. Эти школы имеют разные уровни строгости и разнообразие инструментов для толкования текстов.



Самой строгой из них является ханбалитская (или ваххабитская) школа, которая ориентируется исключительно на тексты и решения времен Пророка и его сподвижников, то есть на взгляды и практики 7 века. Другие мазхабы, такие как маликитская, шафиитская и ханафитская, предоставляют больше свободы в толковании и разнообразие инструментов, включая "ар-рай" (суждение), которое позволяет выносить решения на основе собственного мнения, не обязательно ориентируясь на Коран и хадисы.

Именно благодаря этой разнообразной системе интерпретации ислам может предложить множество разных ответов на одни и те же вопросы, и это зависит от конкретного мазхаба и его интерпретации. Важно понимать, что ислам не является монолитной религией, и его интерпретация может варьироваться в широких пределах.

Западные СМИ, когда рассказывают о исламских фундаменталистах, иногда упрощают этот сложный феномен, представляя радикалов как простых и агрессивных фанатиков. Однако в реальности эти группы на самом деле включают в себя толковых и образованных индивидуумов, которые успешны в разных сферах жизни и хорошо зарабатывают. Они могут заниматься финансированием, пропагандой, вербовкой и разработкой стратегий. Этот факт свидетельствует о глубине проблемы и о том, что фундаментализм не может быть упрощен до "дикарей, не желающих принимать современные технологии и ценности".

Современный фундаментализм и радикализм возникли из конфликта между исламским миром и Западом, но он также связан с попыткой исламского общества найти свой собственный ответ на вызовы современного мира.

Это не только о конфликте с Западом, но и о желании исправить текущее состояние исламской цивилизации, которое по мнению радикалов страдает от отступления от принципов, заложенных Пророком Мухаммедом.

Таким образом, теракты, группы типа ИГИЛ и другие проявления радикализма — это лишь малая часть глубоких процессов, которые происходят в исламском обществе и продолжают формировать его будущее. Время покажет, сможет ли исламская цивилизация выработать свой собственный ответ на вызовы современности и каким образом она будет адаптироваться к меняющемуся миру.