Восточный человек, знакомый с принципами китайской народной медицины, ответит так: «Где внимание, там и Ци (энергия). Где Ци, там и кровь. Где кровь, там и жизнь».
А западный человек, особенно если он предприниматель, скажет, что фокусировка — это один из ключевых моментов успеха. Чуть отвлёкся — потерял деньги, время, силы.
И оба будут правы.
Майкл Портер, американский экономист, предложил 3 базовые стратегии конкуренции в бизнесе:
— лидерство в продукте, или дифференциация;
— низкие издержки;
— фокусировка (на сегменте, на продукте, на географической территории).
И те, кто выбирают последнюю стратегию, знают, что она отлично работает. Когда мы фокусируемся на чем-то одном, на чем-то узком, то быстро получаем результат.
Например, бренд одежды стартанёт гораздо успешнее, если займёт одну нишу (скажем, plus size), чем если бы он захотел охватить сразу весь рынок и стал предлагать как халаты для бабушек, так и шапки для малышей. Это настолько элементарное интуитивное знание, что оно понятно даже человеку, никак не связанному с бизнесом.
В жизни фокусировка работает так же, как и в бизнесе: например, уделил максимум внимания ремонту и закончил за два месяца (а не, как сосед, который делает его уже не первый год…
Тут вы резонно можете заметить: «Что надо быть открытым? Нет ли тут противоречия с фокусировкой?».
А в том-то и главное искусство стратега: одновременно видеть вокруг возможности и уметь отказаться от того, что мешает достичь цели. То есть всё видим, но держим фокус.
Как сохранять фокус?
Один из способов (по мне, самый действенный) — это практики майндфулнес. По сути каждая практика, каждое «тихое сидение» — это небольшое упражнение в фокусировке.
Сначала мы тренируемся направлять своё внимание на дыхание, потом на тело, а дальше переходим к тому, что происходит в нашей голове.
Чем чаще тренировать этот навык, тем легче фильтровать входящие сообщения от мироздания и оставаться в фокусе. Сохраняя при этом открытость. Это возможно? Да, навык фокусировки тренируется…