Многие думают, что это лень, но это не так. Так, некоторые считают, что это выгорание. На самом деле – это откладывание дел и задач на потом. Также, можно сказать, что это промедление в выполнении задач.

Слово состоит из двух латинских: pro — «вместо», а crastinus — «завтрашний».

Чаще всего, прокрастинация – это откладывание важных и срочных дел на потом. Также, откладывание дел, которые кажутся сложными в исполнении. В результате, постепенно прокрастинация из-за вала накопленных нерешенных задач может перерасти в депрессию на фоне проблем с работой.

Прокрастинацию стоит отделять от неумелого планирования задач или банального «забивания» на работу. Это больше психологический термин и в его основе лежат именно психологические проблемы.

Так (если совсем упрощенно), разные части мозга «борются» между собой. Так одна часть его хочет получить удовольствие сразу (полистать социальные сети, например), а вторая планирует на будущее (надо делать работу и зарабатывать деньги).

Что это и как с ней бороться – сейчас расскажем.

Какого-то общего универсального рецепта, как избавиться от прокрастинации – не существует. Т.к., здесь задействовано слишком много психологических моментов, индивидуальных в каждом конкретном случае. Однако, есть общие методики, как избавиться от прокрастинации.



Планирование

Необходимо составить четкий план на бумаге, где выписать в порядке приоритета все дела. Дела необходимо разбить на мелкие части, т.е. одну сложную задачу максимально дробим на мелкие отдельные дела.

После чего, выполнять каждое дело (в порядке приоритета и их важности для вас) по 10 минут. Надо поставить перед собой цель – сесть и заняться делом ровно 10 минут.

Если после этого времени у вас нет желания продолжать, то сделать небольшой перерыв и перейти к другой задаче с теми же временными условиями.

Хитрость заключается в том, что – или вы за 10 минут вольетесь в рабочий процесс или же перейдете к другой задаче. В итоге, из всего списка задач, вы сделаете хотя бы часть, т.е. те задачи, которые вы сможете «осилить». Т.е., сделаете хоть что-то. Тут главное не «провалиться» в просмотр новостей в Интернет и посещение развлекательных сайтов. Поэтому, в перерыв между задачами – лучше попить чай и съесть что-нибудь сладкое. Мозг скажет вам за это спасибо.

Со временем вы выделите в списке те задачи, которые вы постоянно бросаете через 10 минут. После чего стоит определить причину – почему вы это делаете. Почему эти задачи невыполнимы для вас. Как вариант – передать их выполнение другим или поменяться с кем-то задачами.

Старайтесь не планировать новых дел, пока не закончите первоочередной список задач. Иначе получится эффект снежного кома, который может похоронить любую методику. К тому же, можно надорваться над валом дел, и тогда никакая методика вам не поможет.

Прогулки и питание

Работу надо прерывать прогулками на свежем воздухе. Также, необходимо периодически проветривать помещение, в котором вы работаете.

Питайтесь правильно и здоровой пищей. Без витаминов в организме вас не спасет никакая методика.

Рабочее место

Приведите в порядок рабочее место. Наведите чистоту, уберите хлам. Рабочее место должно быть удобным и комфортным.

Не отвлекайтесь на ерунду

Здесь все понятно. Просто не отвлекайтесь на новостные каналы в Телеграм (или, где вы там сидите). Сделайте для себя правило – новости 30 минут с утра «под кофе» в начале работы. Развлекательные – за 30 минут после конца рабочего дня.

Дело в том, что минутные отвлечения на Телеграм и прочие новости буквально ломают вам рабочий график и на самом деле убивают огромное количество времени. Не говоря уже о том, что сбивают с рабочего ритма.

Привычка и цепочка

Составьте для себя список дел, которые вы должны делать каждый день. Спустя время – это войдет у вас в привычку, как чистить зубы по вечерам или принимать с утра душ. Вам не захочется прерывать такую цепочку, но ее надо выстроить. Если задача громоздкая и долгая по сроку, то можно ежедневно уделять ей некоторое время. Спустя неделю – это войдет в привычку.

Второй момент. Придумайте себе привычку перед работой. Например, перед работой выпить в тишине или под любимую музыку (без компьютера и телефона) чашечку кофе, обдумывая свой рабочий день. Это войдет в привычку и вам станет гораздо легче приступить к работе.

Съесть лягушку

Этот метод заключается в том, чтобы самые сложные и «муторные» дела делать в первую очередь. Как правило – с самого утра, когда у вас наибольшая работоспособность. Потом, вы будете делать более простые задачи и радостно понимать, что самое «проблемное» вы уже сделали. Это придаст мотивации.

График работы

Выработайте для себя определенный график работы. Работать «запоями» — не вариант. Самое оптимальное – вставать рано утро и ложиться не поздно. В 22.00 ложиться и в 6.00 вставать – оптимально.

Делайте один (хотя бы) день в неделю выходным. Полностью. Т.е., отдыхайте с семьей, занимайтесь хобби и вообще не думайте про работу. Если вы будете в голове постоянно крутить задачи, то вы не отдохнете.